«м. Немецкий — Кандалакша»

Альтернативное название сегмента — «Северный»

Длина: 897 км

Набор: 9650 м

Сложность: 8/9 — для участия требуется высокий уровень подготовки, а также опыт многодневных одиночных велопоходов в удалении от цивилизации.

Автономность: 5/5

Препятствия: 5/5

Зависимость от осадков: 1/5

Трек (Разведывается. Требуется помощь в разведке.)

Руководство по пользованию сервисом nakarte.me.

Примечание: при загрузке в навигатор, а также при нарезании трека на куски в специальных программах или онлайн-сервисах, возможно уменьшение количества точек трека и снижение точности отображения. Свежие модели навигаторов Garmin имеют ограничение в 10 000 точек для трека, все лишние — обрежутся. В старых гарминах точек ещё меньше — смотрите документ с техническими характеристиками. Проверить количество точек в треке можно с помощью GPS Track Editor. После конвертации gpx файла трека в формат kml и загрузки в велокомпьютер, могут появиться изменения в треке и некорректная навигация. Обращайте на это внимание, пожалуйста.

Если вы хотите помочь с разведкой, вам сюда: Задачи по разведке в общем документе.

Основные моменты

Полуострова Рыбачий и Средний.

Берег Баренцева моря, каменистые сопки и дороги. Северные пейзажи, которые должен увидеть каждый, побывавший на Кольском полуострове.

Хибины и Ловозерские тундры.

Один из двух горных районов длинного Тур Юнайта. Следующие настоящие горы ожидают участника только на последнем, южном сегменте, в Крыму.

Участки по Хибинам и Ловозерским тундрам проходят через одни из самых высоких точек на маршруте Тур Юнайта, на высоте около 1000 — 1100 метров. Приблизительно такую же высоту имеет участок по плато Караби-Яйла в Крыму. Выше — только Тырке-Яйла, с высотой более 1200 м. 

В Хибинах маршрут проходит через некатегорийный перевал Рисчорр южный.

Три водные переправы.

Перейти вброд нельзя. Переправы сложные, можно утонуть. Берите с собой пакрафт. После окончания участка переправ, его можно отправить домой по почте. Переплывать можно только по спокойной воде по указанному треку, участки с течением могут быть опасны.

Что нужно знать

Заброситься к месту старта на мыс Немецкий можно на автомобиле из Мурманска.

Живописная “Немецкая дорога” не входит в маршрут, но мы рекомендуем проехать по ней из Печенги на старт. Со стороны Печенги путь преграждает военный полигон, который, возможно, потребуется обойти. Также на пути будет брод, который лучше проходить в отлив.

Асфальта практически нет, сегмент проходит по дорогам без твёрдого покрытия. Встречаются крупнокаменистые дороги и тропы, их удобнее преодолевать на широких покрышках и с амортизационной вилкой. Имеются пешие участки: перевал, заболоченные дороги, буреломинг, дорога через воду по берегу озера. В дождь могут встретиться непродолжительные участки вязкой грязи, но адского чернозёма нет, встрять на целый день не получится.

Перед перевалом Рисчорр южный (если двигаться с севера) есть база спасателей (КСП) и гостиница “Куэльпорр”. Оттуда есть связь с Кировском и хорошая дорога в город. В случае плохих условий на перевале рекомендуется переждать время на КСП. Подъем на перевал в условиях плохой погоды опасен.

Есть длинные автономные участки:

«м. Немецкий — Кола» — 280 км (в Титовке есть кафе)

«Оленегорск — Ревда» 140 км

«Ревда — Умба» — 235 км.

С питьевой водой в целом на сегменте проблем нет, фильтры можно не брать.

Мобильной связи при удалении от крупных населенных пунктов нет.

На маршруте водятся медведи и другие дикие животные. Много комаров и мошек. Рекомендуется иметь с собой фальшфейер и/или «сигнал охотника». Также рекомендуется прочитать статью «Встреча с медведем, и как её избежать».

Летом в Заполярье стоит полярный день.

Сегмент можно проехать только летом, весной и осенью лежит снег.

Основные препятствия

Водные преграды: Переправа через реку Печа.

Перейти вброд нельзя. Там, где на карте отмечен брод, глубина по грудь, и быстрое течение, затягивает в порог. Переплывать 30-50 м. восточнее брода, по линии трека. В этом месте глубже, но течение не такое сильное.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Заболоченная дорога от Печи до Куны.

Южнее ж/д станции «Куна» начинается участок под линией электропередач. Прохождение затруднено стоячей в колеях водой. Местность болотистая, пройти по сухому не получится, будет мокро.

Водные преграды: Переправа через реку Куна.

В высокую воду отмеченный на картах брод непреодолим пешком. Куна вытекает с востока на запад через две протоки, в протоках узко и много коряг, течение быстрое. Переход проток по завалам и камням опасен. Деревья и камни очень скользкие, расстояния между камнями большое, русло глубокое. Чтобы не затянуло в стремнину и завалы, нужно обпылвать это место с востока. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Водные преграды: Брод через Кунийок. 

Брод преодолим пешком по линии трека.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Перевал Южный Риссчор.

Подъём в перевал в седле не возможен, нужно толкать или тащить на себе. На спуске после Академического озера необходимо быть внимательным, присутствуют крупные камни и песчаные наносы.

Заболоченная дорога по берегу Умбозера от м. Чивернярк до брода через Кальйок

В высокую воду на этом участке могут встречаться лужи протяженностью в несколько сотен метров, множество ручьев.

Водные преграды: Брод в месте выхода из Нижнего Чудозера в залив Чудалухт.

В высокую воду непреодолим пешком. Переплывать на плавсредстве по треку, западнее линии брода, отмеченного на картах.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Отчёты и прочая информация

Разведка участка «Оленегорск Кандалакша». Аудиодневник.

Иван Шарычев записал во время разведки в 2019 году свои мысли и наблюдения. В дневник вошли основные препятствия, характер местности, технические неисправности, метафизические таинства. Дневник привязан к треку. Трек разведки с отметками плохих дорог. Плейлист во ВКонтакте с записями по дням. Архив с аудиозаписями.

Разведка участка «п-ов Средний Костомукша». Отчёт.

Летом 2019 года команда зеленоградских байкпакеров «Шерстяные каталы» в составе Сергея Гаманенко и Ивана Нежданова совершила разведвыезд по сегменту «м. Немецкий Кандалакша», а потом ещё укатила дальше на юг, разведывать следующий сегмент Тур Юнайта. С отчётом и фотографиями можно ознакомиться по ссылкам:

Подготовка и День 1-2: П-ов Средний п-ов Рыбачий ~ 200 км

День 3: Мурманск Ревда ~ 150 км

День 4: Переправа через Суру и броды Умбозера ~ 80 км

День 5: Хибины ~ 80 км

День 6-7: Кировск   Умба Кандалакша ~ 280 км

Остальные дни про разведку следующего сегмента Тур Юнайта: «Кандалакша Сортавала»

День 8: Переправа через Куму ~ 170 км

День 9-10: Паанаярви Пяозёрский Калевала оз.Писта ~ 245 км

День 11-12: оз.Писта Костомукша Ледмозеро ~ 260 км

Разведка участка «п-ов Средний Костомукша». Фильм.

Дмитрий Ласенко снял видео про разведку Шерстяных катал. В ролике говорится про подготовку, снаряжение, виден характер дорог и погодных условий.