«Кандалакша — Сортавала »

Альтернативное название сегмента — «Карельский»

Один из двух северных сегментов. Начинается на юге Кольского полуострова и заканчивается на северном побережье Ладожского озера, проходя по большей части Карелии.

Длина: 1356 км

Набор: 9400 м

Сложность: 8/9 — для участия требуется высокий уровень подготовки, а также опыт многодневных одиночных велопоходов в удалении от цивилизации.

Автономность: 3/5

Препятствия: 3/5

Зависимость от осадков: 1/5

Трек (Разведывается. Требуется помощь в разведке.)

Руководство по пользованию сервисом nakarte.me.

Примечание: при загрузке в навигатор, а также при нарезании трека на куски в специальных программах или онлайн-сервисах, возможно уменьшение количества точек трека и снижение точности отображения. Свежие модели навигаторов Garmin имеют ограничение в 10 000 точек для трека, все лишние — обрежутся. В старых гарминах точек ещё меньше — смотрите документ с техническими характеристиками. Проверить количество точек в треке можно с помощью GPS Track Editor. После конвертации gpx файла трека в формат kml и загрузки в велокомпьютер, могут появиться изменения в треке и некорректная навигация. Обращайте на это внимание, пожалуйста.

Если вы хотите помочь с разведкой, вам сюда: Задачи по разведке в общем документе.

Основные моменты

Наиболее характерной локацией сегмента является плато Воттоваара, которое возвышается над равниной вокруг. Наверху участников ожидают нагромождения каменных валунов, причудливо скрученные из-за ветров деревья и виды на изрезанные озерами просторы. Маршрут проходит напрямую по массиву.

На сегменте имеются две длительные водные переправы. Первая —  через водохранилище Кумской ГЭС. Её избежать не получится никак. Вторая переправа возникает только в том случае, если участник не имеет пропуск в национальный парк Паанаярви, —  тогда надо переплыть через Кундозерку в деревню Зашеек. 

Альтернативный вариант вместо второй переправы — через национальный парк Паанаярви, знаменитый тем, что на его территории находятся самые высокие вершины Карелии.

Маршрут проходит по местам, где был записан эпос Калевала, в том числе через деревню Войница, где жил рунопевец Ваассила Киелевяйнен.

Еще примечательные места: озеро Пизанец, мраморные карьеры в Рускеале, водопад Белые мосты, городище Паасо в Сортавале.

 

Что нужно знать

На сегменте великое множество холмистых грейдеров и озер. Для грейдеров хороши покрышки пошире. Из многих озер можно пить.

Населенные пункты и магазины встречаются чаще, чем на сегменте «м.Немецкий — Кандалакша», но время работы магазинов лучше изучить заранее.

Участок с переправами достаточно автономный, расстояние между ближайшими магазинами, «Зареченск — Пяозерский», около 180 км.

Для переправы через водохранилище Кумской ГЭС и через Кундозерку в Зашеек необходим пакрафт, расстояния большие, вода холодная. Нужно заранее научиться и натренироваться переправляться с велосипедом на пакрафте. Обязательно.

Пакрафт для переправы можно отправить домой почтой в п. Пяозерский или в Калевале.

Тропинка, которая спускается с юга Воттовары сложная, не проезжается на велосипеде. 

В лесах водятся комары и медведи. Рекомендуется иметь с собой фальшфейер и/или «сигнал охотника». Также рекомендуется прочитать статью «Встреча с медведем, и как её избежать».

Летом в Карелии вполне можно обходиться без фонарика.

Из Сортавалы в Санкт-Петербург можно добраться на Ласточке, но это не электричка, а поезд дальнего следования, под тепловозом.

Отчёты и прочая информация

Разведка участка «Кандалакша Костомукша». Отчёт.

Летом 2019 года команда зеленоградских байкпакеров «Шерстяные каталы» в составе Сергея Гаманенко и Ивана Нежданова совершила разведвыезд по сегменту «м. Немецкий Кандалакша», а потом ещё на юг, разведывать следующий сегмент. Приводим здесь часть отчёта, которая относится к сегменту «Кандалакша — Сортавала»:

День 8: Переправа через Куму ~ 170 км

День 9-10: Паанаярви Пяозёрский Калевала оз.Писта ~ 245 км

День 11-12: оз.Писта Костомукша Ледмозеро ~ 260 км

Разведка участка «Мурманск Медвежьегорск». Видео.

Видеоролик разведки сегмента Романом Важновым и Евгением Киселевым в 2018 году: